Инерциальные навигационные координаторы
Принцип действия инерциального навигационного координатора состоит в следующем (рис. 218). Линейный акселерометр, представляющий собой массивный грузик т, удерживаемый двумя пружинами в направляющих корпуса, ориентирован по оси X самолета. Если самолет получает ускорение X, то грузик т смещает-
т Рис. 218. Принцип действия инерциального навигационного координатора: |
— интегрирующие устройства
ся и сдвигает щетку потенциометра с электрической нейтрали. В результате на входе усилителя У появляется напряжение U=KX. После усиления и двойного интегрирования этого напряжения в интегрирующих устройствах получается значение X пройденного пути за это время полета.
При использовании трех акселерометров, каждый из которых ориентирован по одной из трех осей пространственных координат, можно измерять вектор путевой скорости и координаты объекта относительно неподвижной (инерциальной) системы координат (например, относительно «неподвижных» звезд). Подобные координаторы (с тремя акселерометрами) используются на космических летательных аппаратах.
Для определения координат самолета относительно поверхности Земли необходимо иметь два акселерометра, измеряющих ускорения по двум взаимно перпендикулярным осям, расположенным в горизонтальной плоскости. Площадка, на которой установлены акселерометры, также должна быть строго стабилизирована в этой плоскости. Нарушение этого условия вызовет погрешность измерений ускорения самолета (например, отклонение площадки от плоскости горизонта на 1′ вызовет погрешность в определении пути за один час полета, равную 1 900 м).
В зависимости от способа стабилизации платформы с акселерометрами различают гироинерциальные, астроинерциальные и ги- роастроинерциальные системы (или навигационные координаторы).